ООО “Абтрон” Контакты:
Адрес: Дальневосточный пр., д. 79, к. 1 193079 Санкт-Петербург,
Телефон:8 (812) 640-43-04, Телефон:8 (921) 640-43-81,
меню
Ваш онлайн-консультант:
Главная страница / Полезные статьи / Такелажный рым-болт - полезное изобретение голландских моряков
Логотип сайта

Такелажный рым-болт - полезное изобретение голландских моряков

Рым-болт – надежное приспособление для такелажных работ, не оставляющее следов после демонтажа.



Грузоподъемные (такелажные) работы бывают разнообразны. Различается как сам груз, так и характер работы с ним: подъем, перемещение или совмещенные действия.

Многие изделия, требующие подъема, не имеют специальных крепежных точек: проушин или крюков, за которые можно зацепить удерживающее устройство крана или тали. В этих случаях приходится использовать дополнительные точки фиксации. Одним из приспособлений, облегчающим работу и обеспечивающим безопасное крепление, является такелажный рым-болт, о котором расскажем подробнее.

Назначение и устройство рым-болтов

Название рым-болт пришло в русский язык из голландского (нидерландского) языка одновременно с развитием русского флота. Буквально оно означает “кольцо, прикрепленное к обуху”.

Изначально приспособление широко использовалось при погрузочно-разгрузочных работах в портах. Делалось это когда груз в трюмах и на палубах судов с целью экономии пространства не оборудовался выступающими проушинами для крюков или тросов. Это позволяло более плотно устанавливать габаритные грузы, уменьшая зазоры между отдельными предметами. Таким образом трюмное пространство использовалось наиболее рационально.

Со временем, преимущество съемных точек крепления было оценено на производстве и в складском хозяйстве. Вместо выступающих проушин в крупногабаритных деталях, контейнерах и механизмах стали делать резьбовые отверстия, в которые вкручивались болты с кольцом. После перемещения груза кольцо (рым-болт) выкручивался, изделие принимало первоначальную, травмобезопасную форму.

Конструкции рым-болтов

В зависимости от характера груза, условий для работы и прилагаемого усилия меняется конструкция. Она может быть:

  • Жесткой – когда кольцо и обух (резьбовой стержень), вкручиваемый в отверстие на продвигаемом грузе, жестко соединены между собой (рым-болт DIN 5801);
  • Подвижной – когда кольцо свободно вращается вокруг оси стержня-обуха. Такой рым-болт имеет гораздо большую степень свободы для стропальщика, снижает трудозатраты и позволяет закреплять груз вне зависимости от ориентации крюков на подъемных тросах;
  • С подвижной петлей – у которых кольцо круглой или овальной формы имеет возможность перемещаться вокруг горизонтальной оси, закрепленной в отверстии шляпки обуха-стержня. Конструкция позволяет минимизировать потерю пространства, не выкручивать болт после окончания такелажных работ, а просто прижать свободно вращающееся кольцо к поверхности груза. Приспособление повторно используют при разгрузке и только после окончания работ выкручивают.

Еще одна разновидность конструкции – рым-болт удлиненный 30 мм и больше. Такие изделия предназначены для перемещения грузов, в которых по техническим условиям или в виду малой механической прочности, невозможно использовать резьбовое соединение. При этом есть возможность сделать отверстие, сквозь которое можно пропустить стержень рым-болта. Для закрепления и удержания приспособления используется рым-гайка, которая не позволяет стержню выскользнуть из отверстия.

Для погрузки/разгрузки грузов, имеющих рыхлую структуру, например, древесины применяются конструкции с заостренным спиральным стержнем. Они вкручивается в груз, опалубку или защитную тару подобно шурупу-саморезу. Однако, следует учитывать, что такое крепление обладает наименьшей степенью надежности и выдерживает ограниченные нагрузки.

Использование рым-болтов совместно с талями и грузоподъемными цепями

Для облегчения такелажных работ в условиях ограниченного пространства не всегда возможно рационально использовать массивные и жесткие тросы, оснащенные грузоподъемными крюками. Особенно, это касается проведения трюмных работ или ситуаций, когда нет возможности завести стрелу подъемного механизма к месту расположения груза.

В этом случае закрепленные рым болты монтируют на месте расположения груза. Его транспортировку к месту работы крана осуществляют, используя тали ручные цепные передвижные. Их можно приводить в движение вручную или с помощью грузоподъемных цепей.

При использовании грузоподъемных цепей прикладывается усилие в горизонтальном направлении. Это необходимо для подтягивания груза к люку или к открытому пространству способом волочения.

Рым-болты с подвижным кольцом или проушиной позволяют прикладывать нагрузку под углом. Это полезно в тех случаях, когда длина тросов недостаточна, или одно и то же крепление используется для приложения нагрузки в разных плоскостях без замены рым-болтов:

  • вертикальной – для подъема;
  • горизонтальной – для волочения.

Применение рым-болтов в различных отраслях

Рым болты в основном предназначены для погрузочно-разгрузочных работ. Но этим не ограничивается их применение.

Учитывая, что рым-соединения не предназначены для длительного приложения нагрузки, ввиду слабости резьбового соединения, их нельзя использовать для постоянной подвески груза. Но можно использовать для временной фиксации. Например, можно рым-болт нержавеющий купить в качестве мобильного приспособления, когда требуется переместить предметы, не имеющие стационарные точки фиксации.

Примеры применения конструкции:

  • эвакуация автомобилей, не имеющих заводских прицепных устройств или поврежденных в результате аварии;
  • подъем строительных грузов, не имеющих конструктивных крепежных точек: бревен, балок, рельсов;
  • фиксация временных конструкций.

В последнем случае используются цепи грузоподъемные или тросы: купольных надувных или арочных конструкций, рекламных щитов или штендеров.

После демонтажа или фиксации конструкции болты выкручиваются, почти не оставляя после себя следов. Незначительные изменения поверхности легко маскируются заглушками или затираются пластичными массами.

Выбор рым-болтов

Грузоподъемные характеристики определяются ГОСТом и зависят от ряда условий:

  • диаметра кольца и стержня;
  • марки стали;
  • длины стержня и шага резьбы на нем;
  • конструкции соединения стержня с кольцом.

Подвижные конструкции считаются менее надежными, чем цельнолитые или цельнокованые. Рым болты, закручиваемые с использованием усилия, прилагаемого к проушине кольца, используют для подъема легких грузов.

Использование рым-болтов значительно облегчает такелажные работы. Снижает травмоопасность, так как груз фиксируют к специально предназначенным грузоподъемным устройствам.

Другие статьи о грузоподъемном оборудовании