ООО “Абтрон” Контакты:
Адрес: Дальневосточный пр., д. 79, к. 1 193079 Санкт-Петербург,
Телефон:8 (812) 640-43-04, Телефон:8 (921) 640-43-81,
меню
Ваш онлайн-консультант:
Главная страница / Полезные статьи / Выбор грузовых цепей для такелажной оснастки
Логотип сайта

Выбор грузовых цепей для такелажной оснастки

Выбор цепи для грузоподъемной оснастки может стать трудной задачей. Консультанты компании АБТРОН подберут решение для работы с грузом в любой сфере деятельности



Цепи широко используются в различных областях человеческой деятельности. Из них собирают стропы, они тянут ленточные конвейеры, благодаря им функционируют ручные цепные тали, лебедки. Их ставят на колеса машин и колодцы, используют в декоре и сельском хозяйстве.

Какие цепи относятся к категории грузоподъемных

Цепные стропы универсальны и активно используются в ходе разнообразных погрузо-разгрузочных работ. Состоящие из прочных звеньев, они отличаются гибкостью, долговечностью, ремонтопригодностью. К грузоподъемным относится обширная категория цепей высокой прочности, прошедших закалку, относящихся к классу Т8. Примером является цепь короткозвенная (классифицируется по типу А), с высоким пределом прочности, способная выдержать нагрузку на квадратный миллиметр сечения 800 Н/мм² и выше. Основные характеристики грузоподъемных цепей:

  • Грузоподъемность в интервале 1,12 - 32 т;
  • Толщина исходного прутка 6 - 32 мм;
  • Внутренний размер звена 18 - 96 мм;
  • Калибровка обеспечивающая точное соответствие размеров звеньев.

Место соединения звеньевых колец сваривается, а затем обрабатывается от грата. Для повышения грузоподъемности, цепи проходят термообработку. После высокотемпературной закалки повышается способность изделия сопротивляться абразивному износу, возрастает его усталостная прочность. Производство цепей и требования к ним регламентируются ГОСТ 30188. Для горного производства - ГОСТ 25996.

Не относится к грузоподъемным цепь длиннозвенная, классифицируется по типу Б и состоит из звеньев, длина которых существенно превосходит ширину.

Для чего нужна калибровка цепей

Важные параметры цепных изделий - шаг и калибр звена. Шагом называется размер его внутренней длины. У одних производителей этот параметр может обозначаться литерой «P», у других «t». Калибром называют диаметр стальной проволоки из которой сваривались звенья. Сочетание обеих понятий дает нам представление о размере цепей. Производство калиброванных изделий отличается более строгим соблюдением размерных параметров:

  • Эти цепи изготавливают из круглой стали строго определенного калибра;
  • Выдерживаются шаг и ширина звена;
  • Установлен предел отклонения от размерных параметров ±3%. Для некалиброванных изделий изменения размеров допустимы в пределах ±10%;
  • Для соответствия шага и длины эталону цепь грузоподъемная растягивается калибровочной нагрузкой;

Откалиброванные цепи находят целевое применение, используясь как гибкие элементы подъемных и тяговых механизмов. Общим признаком их считается наличие тягового органа в виде зубчатого барабана или блока-звездочки. Обязательна калибровка цепей ковшовых транспортеров, тяговых и грузоподъемных механизмов. Параметры их звездочек обеспечивают совместимость с калиброванной цепью, обеспечивая оптимальное зацепление.

Существует два варианта обозначения цепного калибра. Есть производители. которые указывают только размер сечения проволоки, например 8 мм или 12 мм. Более полное представление дает сочетание диаметра и шага. Например: 6х19 мм, или 14х50 мм.

От чего зависит грузоподъемность круглозвенных цепей

Предлагая продукцию, производитель указывает параметры цепей, шаг, калибр, вес и грузоподъемность. Последний параметр выражающий способность изделия выдерживать нагрузки, наиболее значим для потребителя. Обычно указывается три вида нагрузки, определяемые контрольными испытаниями:

  • Рабочую грузоподъемность. Это максимальная нагрузка, на которую расчитаны грузовые цепи во время своего штатного использования. Она рассчитывается как разрушающая нагрузка поделенная на коэффициент запаса. Он определяется производителем в зависимости от марки и назначения цепи. Обычно это 4-х кратный запас, но встречаются цепи с запасом в интервале 3-8;
  • Пробная нагрузка определяется производителем в ходе контрольных испытаний на растяжение. Образец нагружается до разрыва на заводе в процессе тестирования. Обычно этот параметр дважды перекрывает величину рабочей нагрузки. Целью испытания является проверка качества сварки цепных звеньев;
  • Разрывная нагрузка определяет предел прочности разрыва. Этот параметр в 4 раза превышает рабочую нагрузку. Согласно действующим стандартам, для каждого калибра, сорта и размера цепи применяется свой уровень разрушающей нагрузки. Не все производители используют минимальный стандарт, что обязательно отмечается в сертификате проводимых испытаний.

Грузоподъемность высокопрочных цепей зависит от условий эксплуатации, особенно от температуры. Заявленные производителем значения будут выдерживаться при температуре -40 +200ºС. В горячих мартеновских цехах, где на цепных стропах подаются бадьи с расплавленным металлом, грузоподъемность цепей снижается. При 200-300ºС - на 10%, при 300-400ºС - на 25%. При повышении температуры за +400ºС эксплуатация цепных строп запрещена.

К категории грузоподъемного оборудования относится разная оснастка, иногда очень узкой области применения. Например захват клещи для бордюра, купить который просто необходимо, занимаясь благоустройством. За легкость обращения с бордюрным камнем строители считают его высококлассным приспособлением.

Класс качества цепной продукции

Чтобы получить наиболее объективное представление о прочностных характеристиках оснастки, уточните класс ее качества. Классность цепей выражает механические характеристики конкретного изделия и предельную прочность стали, использованной при изготовлении. Класс качества выражается цифрами в интервале от 2 до 12. Для стандартов ГОСТ 29996 характерно литерное обозначение класса, например B, C, D.

Цепи категории нормальной прочности, в том числе грузовые и тяговые, обладают механическими свойствами соответственно классу качества от 2-х до 7. Для более прочных грузоподъемных цепей допустимый класс не ниже 8-12. При равном номинальном диаметре цепи 8-го класса по грузоподъемности на 50% выше цепей 5-го. Соответственно изделия 10-го класса способны поднимать грузы на 25% эффективнее, чем цепные стропы 8-го.

Повышая классность высокопрочных цепей, можно добиться существенного снижения массы такелажных и монтажных оснасток. Замена цепей на стропах с третьего на восьмой класс позволяет на 30% уменьшить их вес. С более высоким классом повышается поверхностная твердость сварных смычек, увеличивается износостойкость и сроки эксплуатации оснастки.

Другие статьи о грузоподъемном оборудовании